С 1 сентября Астана вдвое снизила стоимость прокачки российской нефти в Китай по территории республики. Привлекательный для нефтяных компаний маршрут ведет к многомиллиардным потерям российского бюджета.С 1 сентября Астана вдвое снизила стоимость прокачки российской нефти в Китай по территории республики. Привлекательный для нефтяных компаний маршрут ведет к многомиллиардным потерям российского бюджета.
Назначенный Казахстаном тариф для прокачки российской нефти в размере $11,3 за 1 тонну на 1 тыс. километров вдвое ниже, чем для казахстанских нефтяников ($25,8), и впятеро ниже, чем стоимость прокачки нефти по российскому нефтепроводу ВСТО до нефтепорта Козьмино (1888 рублей). Введение демпингового тарифа связано с нехваткой сырья для наполнения казахстанско-китайского нефтепровода Атасу-Алашанькоу, сообщил портал «Нефтетранспортная территория».
При запуске первой очереди нефтепровода Атасу-Алашанькоу в 2005 году планировалось довести мощность нефтепровода до 20 млн тонн в 2011 году. Однако к этому сроку мощность трубы была увеличена лишь до 12 млн тонн, и то она оказалась невостребованной. Забастовка нефтяников в 2011 году в г. Жанаозене на западе Казахстана завершилась расстрелом демонстрации 16 декабря и привела к снижению казахстанского экспорта нефти, в том числе в Китай. В первом полугодии поставки казахстанского сырья в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу составили 4,6 млн тонн по сравнению с 5,8 млн тонн в январе–июне прошлого года (данные агентства Argus).
Предложение тарифа прокачки ниже экономического обоснованного эксперты объясняют, в первую очередь, давлением Пекина с целью привлечь в трубу российскую нефть. С появлением 200 тыс. тонн ежемесячного резерва в трубе Атасу-Алашанькоу стал реален реэкспорт российской нефти. Ранее он был невозможен из-за ограниченной мощности маршрутов экспорта собственной казахстанской нефти.
В июне на Энергодиалоге в Пекине Аркадий Дворкович внёс в итоговый протокол как возможный маршрут поставки нефти в Китай казахстанский нефтепровод, хотя ранее твердая позиция России состояла в том, чтобы весь прирост добычи нефти в Восточной Сибири направлять на российские дальневосточные НПЗ и продавать через Козьмино.
Тем не менее уже через неделю после заявления Дворковича на встрече в Пекине Владимир Путин заявил, что увеличение поставок на Китай возможно через покупку нефти в Козьмино. По данным источника в администрации президента, это заявление готовил Игорь Сечин, до прихода Дворковича последовательно ограничивавший беспошлинные поставки сырья в страны Таможенного союза. Вчера этот же источник подтвердил, что дополнительная нефть в Китай может отгружаться только через Козьмино.
В декабре 2010 года Россия и Казахстан договорились в рамках Таможенного союза до 2015 года не взимать экспортную пошлину на нефть, поставляемую из России в Казахстан. Согласовать с Астаной вопрос об уплате экспортной пошлины не удалось в начале нынешнего года, что не позволило ТНК-ВР поставить нефть в Китай через Казахстан. При экспорте российской нефти в Китай через Атасу-Алашанькоу потери российского бюджета за счет неуплаты экспортной пошлины и стоимости транзита нефти по ВСТО составят 14,7 тыс. рублей с каждой тонны. Учитывая, что таким способом Казахстан пытается привлечь дополнительно 8 млн тонн российской нефти, дополнительные потери могут составить порядка 119 млрд рублей. Это без учета текущих потерь. Для сравнения — на строительство и реконструкцию всех (!) сельских дорог в России в бюджете на этот год выделено 20 млрд рублей.