Почти половину бюджета Латвии составляют доходы от прокачки нефтепродуктов из России и Белоруссии, где они изготавливаются из беспошлинной российской нефти.Почти половину бюджета Латвии составляют доходы от прокачки нефтепродуктов из России и Белоруссии, где они изготавливаются из беспошлинной российской нефти, пишут «Новые Известия». При этом Латвия известна своей активной антироссийской политикой. Получается, что европейские страны, пугающие мир заявлениями о намерении Владимира Путина вернуть СССР, более всего заинтересованы в сохранении логистических схем СССР, в частности по перевалке нефтепродуктов.
Экспортные маршруты через порты прибалтийских республик сложились во времена Советского Союза. Латвийский порт Вентспилс являлся одним из безальтернативных лидеров по перевалке нефтепродуктов, что не оставляло России других вариантов в недавнем времени. Мир с тех пор сильно изменился, но та же Латвия, называющая русских оккупантами, неплохо кормится за счет экономической схемы, созданной еще в СССР. Сегодня, по данным бюджетов Латвии и открытым документам порта Вентспилс, он приносит латвийскому бюджету свыше трети доходов − 250-300 млн. долларов.
Российских углеводородов в этом году в порту уже отгрузили 17,5 млн. тонн. Плюс к этому миллионы тонн нефтепродуктов с белорусских Мозырского и Новополоцкого НПЗ, произведенных из беспошлинной российской нефти. За весь 2013 год, по данным ЦДУ ТЭК РФ, в порт было поставлено 22,2 млн. тонн, из них 13,6 млн. тонн нефтепродуктов российского производства, в том числе 10,6 млн. тонн дизеля, 2,1 млн. тонн бензина, 0,7 млн. тонн нафты и 0,2 млн. тонн мазута. В общей сложности 7,4 млн. тонн по системе «Транснефти» (из них 2 млн. тонн через смешанный вариант поставки) и 6,2 млн. тонн по железной дороге. Среди поставщиков дизельного топлива на долю «Роснефти» приходится 2,2 млн. тонн, «Башнефти» − 3,6 млн. тонн, «Газпромнефти» − 3,15 млн. тонн, «Газпром-Салавата» − 0,85 млн. тонн, «Лукойла» − 0,7 млн. тонн.
Что же мешает российским компаниям отказаться от транзита экспортного топлива через Латвию и другие прибалтийские республики? Зачем сейчас поддерживать антироссийский латвийский режим, тем более что появились возможности для того, чтобы «освободить» оскорбленных прибалтов от российских денежных потоков и в ближайшей перспективе полностью перекрыть транзит через прибалтийские страны, а использовать на Балтике только свои порты? Этого не могут объяснить ни в Минфине, ни в компании «Транснефть», где невнятно ссылаются на запреты ФАС по ограничению на инвестирование в продуктопроводы.
На Балтике построены современные Приморск и Усть-Луга, на Черном море расширен Новороссийский порт. У страны есть технологии и мощности для создания недостающей инфраструктуры. Пример перед глазами − благодаря строительству БТС и БТС-2 удалось отказаться от ряда транзитных стран. Подобный маневр необходимо сделать и для нефтепродуктов.
Мощности по перевалке нефти в Приморске и Усть-Луге как раз и были созданы для приема российского сырья после отказа от транзита через прибалтийские порты. Предполагается, что эти же порты станут многопрофильными экспортными хабами для нефтепродуктов. Если экспортные потоки полностью перенаправить в порты Приморск, Усть-Луга или в Новороссийск, их бюджет вырастет не менее чем на 10 млрд. рублей, появятся новые рабочие места, миллионы долларов пополнят бюджет России, а не враждебной Прибалтики.
Сейчас нет никаких реальных препятствий для включения на полную мощность новых направлений перевалки через наши порты. Нет сомнений, что это скоро произойдет, так как идея устранения транзитеров российских углеводородов лежит в основе отечественной энергетической политики. У прибалтийских стран нет шансов сохранить объемы транзита российских углеводородов.