Авианосец ВМС Индии «Викрамадитья» в очередной раз во время испытаний выполнил стрельбу из пусковой установки «ЗИФ-121». ПК-2 Зиф-121 – корабельный комплекс радиоэлектронного подавления для постановки пассивных помех (дипольных отражателей и ложных тепловых целей). 3 июля судно вышло в море на ходовые и летные испытания. До августа корабль находился в Белом море, где достиг рекордной скорости в 32 узла. В данный момент корабль находится в Баренцевом море и продолжает ходовые-летные испытания, а также проверку всех систем.Авианосец ВМС Индии «Викрамадитья» в очередной раз во время испытаний выполнил стрельбу из пусковой установки «ЗИФ-121». ПК-2 Зиф-121 – корабельный комплекс радиоэлектронного подавления для постановки пассивных помех (дипольных отражателей и ложных тепловых целей). 3 июля судно вышло в море на ходовые и летные испытания. До августа корабль находился в Белом море, где достиг рекордной скорости в 32 узла. В данный момент корабль находится в Баренцевом море и продолжает ходовые-летные испытания, а также проверку всех систем.
Несколькими днями ранее разработчики уже тестировали ходовые качества судна. В день Военно-Морского флота сдаточная команда авианосца «Викрамадитья» вывела главную энергетическую установку на максимальную мощность – температуру во всех восьми котлах подняли до верхних пределов, и они показали надежную работу. В результате гигантский надводный корабль водоизмещением более 40 тысяч тонн дал ход 29,3 узла, тем самым подтвердив и даже превысив проектные характеристики.
Напомним, что проходящие сейчас испытания – это повторные экзамены для авианосца, его сдаточной команды и всех, кто обеспечивал поставки оборудования, включая Балтийский завод, где изготовлены котлы. В июне – августе прошлого года при попытке вывести авианосец на полный ход на корабле отказали семь из восьми паровых КВГ-3Д. «Проблема в том, что индийская сторона отказалась от традиционной теплоизоляции паровых котлов – асбеста, мотивировав это повышенной опасностью для экипажа, – объяснил ситуацию один из конструкторов паровых установок Специального конструкторского бюро котлостроения (СКБК), пришлось искать альтернативные варианты: вместо традиционного для нас асбеста паровые котлы были обложены огнеупорной кирпичной кладкой. Именно она, не выдержав температуры, попросту рассыпалась».
«Сегодня против асбеста во всем мире идет какая-то проплаченная кампания, – сетует конструктор. – Вот и индийцы настояли, чтобы мы обкладывали котлы «Викрамадитьи» теплоупорным кирпичом вместо опасного, по их мнению, для здоровья экипажа асбеста. На стендах во время испытаний кирпич со своей задачей справился, но вот в море – нет».
Стоит отметить, что в мире существует две главных разновидности асбеста – амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый асбест (голубой) запрещен, он кислотоустойчив и не выводится из легких, что приводит к возникновению различных патологий. В России же более 100 лет используется хризотиловый (белый) асбест, и по сравнению со многими другими веществами и материалами его использование в различных отраслях промышленности не служило причиной катастрофического распространения тех или иных заболеваний. Хризотиловый асбест растворяется и выводится из организма за 14 дней, благодаря чему и не способен приводить к возникновению серьезных заболеваний легких при контролируемом использовании, что подтверждается многочисленными российскими и иностранными исследованиями.
Асбестосодержащие материалы широко и успешно используются в самых различных областях: в строительстве (шифер), автомобилестроении (тормозные колодки), оборонной промышленности и ракетостроении (теплоизоляция). Однако в странах Евросоюза все виды асбеста запрещены уже почти 10 лет как опасный для здоровья человека канцероген.
Авианосец, прошедший в России ремонт и модернизацию, должны были передать Индии 4 декабря 2012 года, однако из-за необходимости замены теплоизоляционных материалов и ремонта котлов этот срок был перенесен на первое полугодие 2013 года. В конце ноября 2012 года министр обороны Индии Аракапарамбил Куриан Энтони объявил, что его ведомство намерено ждать не дольше, чем до конца 2013 года.
После неудачных испытаний Индия пересмотрела требования к силовой установке авианосца, согласившись заменить огнеупорную кирпичную кладку на предусмотренные проектом асбестосодержащие теплоизоляционные материалы. Об этом пишет «Независимое военное обозрение» со ссылкой на собственные источники.
Контракт на поставку «Викрамадитьи» Россия и Индия подписали еще в 2004 году. Сумма сделки составила 1,5 миллиарда долларов. За эти деньги индийская сторона получала сам корабль бесплатно, но оплачивала его ремонт и модернизацию, а также поставку палубных истребителей МиГ-29К/КУБ и вертолетов Ка-27 и Ка-31. В 2009 году стороны пересмотрели условия контракта, в результате чего сумма сделки выросла до 2,3 миллиарда долларов.
Полный цикл испытаний планируют завершить к 15 октября. После этого дается еще месяц на устранение мелких замечаний. Акт приема-передачи авианосца «Викрамадитья» ВМС Индии намечено подписать 15 ноября. После чего корабль своим ходом, под управлением индийского экипажа и небольшой части российской сдаточной команды отправится к месту постоянного базирования на берегу Индийского океана.