При взаимодействии с правообладателями земельных участков «Транснефть» сталкивается с рядом проблем, связанных с несовершенством действующего федерального законодательства, заявил вице-президент компании Владимир Рушайло. Правовые коллизии создают предпосылки для многочисленных злоупотреблений со стороны собственников, причем земельные проблемы носят системный характер и присущи многим регионам Российской Федерации.При взаимодействии с правообладателями земельных участков «Транснефть» сталкивается с рядом проблем, связанных с несовершенством действующего федерального законодательства, заявил вице-президент компании Владимир Рушайло. Правовые коллизии создают предпосылки для многочисленных злоупотреблений со стороны собственников, причем земельные проблемы носят системный характер и присущи многим регионам Российской Федерации, сообщает Energyland.info.
Широкое распространение получила практика приобретения гражданами и отдельными компаниями «ленточных» участков, непосредственно совпадающих с охранной зоной трубопроводов или затягивание заключения договоров с «Транснефтью». Цель: получить несоразмерную компенсацию за проведение ремонтных и строительных работ на трубопроводах. Имеют место случаи физического противодействия собственников участков и нанятых ими охранных структур попыткам ремонтно-строительных бригад получить доступ к трубопроводам, иногда даже с применением оружия.
Отдельная проблема — Москва и Московская область. Здесь отмечены многочисленные случаи возведения различных объектов строительства в охранных зонах и в зонах минимально допустимых расстояний до московского кольцевого магистрально нефтепродуктопровода (МНПП). Например, в Троицком административном образовании в поселении Марушкинское на расстоянии 5 метров от оси нефтепродуктопровода находится ограждение гостиницы GreenPalace. В поселении Щаповское на таком же расстоянии от оси нефтепродуктопровода расположен Преображенский оборонно-спортивный центр Фонда спецназа ВДВ. В Юго-Восточном АО на расстоянии 15 метров от оси нефтепродуктопрода находится гаражный комплекс, а в Западном АО на протяжении 1,1 км непосредственно на оси нефтепродуктопровода огорожена конная площадка ЗАО «Московский конный завод №1».
Руководитель Росреестра Игорь Васильев сообщил, что проверка охранных зон кольцевого МНПП совместно с сотрудниками «Транснефти» выявила по области более двух тысяч земельных участков, границы которых накладываются или пересекают охранную зону трубопровода. При этом за год число нарушений в некоторых районах области выросло в два-три раза вопреки обещаниям чиновников областного правительства навести порядок в этой сфере.
Постройки в охранных зонах препятствуют доступу к нефтепродуктопроводу обслуживающего персонала, что в случае аварии создают реальную угрозу для населения, заявил Владимир Рушайло.
Наталья Шуляр, председатель подкомитета ТПП по моторным топливам, обратила внимание на другой аспект ситуации. В прошлом году потребленных в стране 8,7 млн тонн авиационного керосина на московский авиаузел пришлось 52%, более 4 млн тонн. Из этого количества почти половина доставляется в аэропорты по кольцевому МНПП. Поэтому любой инцидент на продуктопроводе приведет к транспортному коллапсу в масштабах страны.
По мнению Владимира Рушайло, невозможно предположить, что местные чиновники не знают о расположении трассы МНПП и не в курсе положений об охранных зонах и зонах минимальных допустимых расстояний. Строго по закону, заявил вице-президент «Транснефти», в случае обнаружения застройки охранной зоны согласно выданному каким-либо чиновником разрешения, должно быть возбуждено уголовное дело, в ходе которого обвинения предъявляется тому, кто незаконно выдал разрешение на приобретение участка и строительство. Чиновники должны понести должное наказание. «Но беда в другом, что по жизни это так редко происходит», – констатировал Рушайло.
По словам вице-президента, компания отправила огромное количество писем по вопросу застройки охранной зоны кольцевого МНПП в органы внутренних дел, ФСБ, прокуратуру. «Как правило, мы получаем ответ об отказе в возбуждении уголовного дела», – сказал Рушайло. Причем в результативной части ответа указано, что участками владеют добросовестные приобретатели, которые возводили свои строения на законных основаниях. Но когда случается чрезвычайная происшествие, напомнил Рушайло, сразу находятся ответственные, дежурные и так далее: «При этом обстановка меняется. Разговор идет уже не в служебном кабинете, а совершенно в другом месте, и совершенно другие люди вопросы задают».
В настоящий момент Минэнерго совместно с Минэкономразвития и Минюстом России, при участии ОАО «АК «Транснефть», приступили к разработке проекта федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятие законопроекта позволит систематизировать те правовые нормы, которые приведут к недопущению ситуации, которая сложилась вокруг незаконной застройки земель в охранных зонах и зонах минимально допустимых расстояний объектов компании.
Кроме того, по инициативе ОАО «АК «Транснефть» создана совместная с Росреестром межведомственная рабочая группа, которая должна выработать механизм взаимодействия по выявлению нарушителей землепользования в охранных зонах трубопроводов, а также отработать алгоритм совместных действий компании, органов госвласти и местного самоуправления по недопущению нарушений.
2