По результатам исследования «Женщина и бизнес», проведенного RB.ru совместно с Центром предпринимательства в сентябре 2014 года, препятствий к открытию бизнеса еще достаточно: 39 % опрошенных считают, что у женщин в России нет возможности открыть собственный бизнес — нет времени, денег, ресурсов.По результатам исследования «Женщина и бизнес», проведенного RB.ru совместно с Центром предпринимательства в сентябре 2014 года, препятствий к открытию бизнеса еще достаточно: 39 % опрошенных считают, что у женщин в России нет возможности открыть собственный бизнес — нет времени, денег, ресурсов. Среди других проблем, которые мешают россиянкам создать собственное дело — нехватка опыта (19%), недостаточное количество примеров успешных женщин-предпринимателей (15%), недостаток образования (11%) и нехватка технологической базы (10%). Тем не менее, эти препятствия преодолимы. Для содействия женщинам-предпринимателям в открытии бизнеса в первую очередь требуются информационные консультации и обучение (41%), создание общественных организация (24 %) и создание специальных условий по привлечению финансирования (16 %), а также введение дополнительных льгот (14 %).
По словам Виктора Седова, Исполнительного директора Центра предпринимательства, потенциал развития женского предпринимательства в первую очередь заключается в том, что в России в целом начинает расти количество предпринимателей. Недавнее исследование «Глобальный мониторинг предпринимательства» показал, что число женщин, открывших свой бизнес в 2013 сравнялся с тем же показателем у мужчин. А ведь еще в 2006 году женщин в собственном бизнесе было в 3 раза меньше. Этот тренд просто прекрасен, потому что России нужны миллионы предпринимателей – не важно, мужчин или женщин. София Азизян, партнер EY, руководитель направления по кадровой стратегии в СНГ, комментирует рост числа женщин-предпринимателей: «Эти позитивные перемены связаны как со становлением предпринимательской культуры в нашей стране, так и с изменением статуса предпринимателя, который сегодня высоко ценится обществом. Все это способствует улучшению условий ведения бизнеса».
Более того, этот показатель свидетельствует о все более возрастающей популярности идеи создания собственного бизнеса среди женщин. Уже сегодня есть яркие примеры успеха не только на региональном, но даже на федеральном и международном уровне. В мире хорошо известны имена таких российских предпринимательниц и общественных деятелей, как Наталья Касперская, Анна Владимирская, Надежда Копытина, Алисы Чумаченко, Елена Масалова, Мария Малыхина, Наталья Матвеева и другие.
Однако, никто не говорит, что собственный бизнес всегда гарантирует успех. Совершенно однозначно, что женщины-предприниматели в процессе становления своего бизнеса переживали самые разные моменты его развития – как взлеты, так и трудности.
По словам Алены Владимирской, создателя агентства интернет-рекрутинга PRUFFI, главная трудность заключалась в том, чтобы решиться уйти из успешного бизнеса Mail.ru в неизвестность: «Ощущение, наверное, похоже, когда спиной шагаешь в пустоту. Единственное, я шагала не спиной, а с открытыми глазами, поскольку я знала истории не только успеха, но и провалов при создании собственного бизнеса». Она также признает, что одна из самых трудных вещей в собственном бизнесе – это необходимость принимать сложные решения: «Вообще, все ключевые решения принимаются очень тяжело, потому что нет такого идеального рецепта или верного решения. Любой выбор ведет компанию по одному пути. И совершенно неизвестно, был бы другой путь лучше или нет».
Что же для самих женщин-предпринимателей является мерилом успеха? Где та планка, достигнув которой, женщина-предприниматель готова сказать: «Это мой успех, мое достижение». На самом деле, однозначного рецепта для достижения и изменения успеха не существует. Для каждого предпринимателя – это какая-то своя вершина Эвереста или даже просто сам процесс путешествия по этой дороге жизни и бизнеса.
По мнению Надежды Копытиной, основателя и Президента группы компаний «Ледово» для нее успех самый значимый в истории компании — это шаг за шагом реализация задуманного. Сначала — реализовать идею выращивания шампиньонов в России, для чего привезти в страну новую голландскую технологию и с «нулевого» уровня поставить в 2000 году объекты на 5Га земли. Затем в 1996 году привезти и внедрить в Россию технологию шоковой индивидуальной заморозки креветок и других морепродуктов, а также и шампиньонов. Производить 10 тысяч тонн в год готовой замороженной продукции под ТМ «САЛЬМОН», «ЛЁДОВО», «СНЕЖАНА», «Бон Аппетит».
Алена Владимирская говорит так: «Что касается успехов, то для меня это две вещи в истории PRUFFI. Во-первых, признание центральным офисом Facebook в Восточной Европе и России в 2013-2014 году нашей компании как лучшего бизнес-кейса Facebook. А во-вторых — это то осознание команды PRUFFI, которое пришло ко мне во время моего первого отпуска за четыре года создания компании, когда я оказалась без интернета на две недели. Когда я вернулась и увидела, что все работает — я поняла, что команда создана, выращена и работает самостоятельно, как это и должно быть в настоящем бизнесе».
Наталья Ларионова, Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Российской Федерации, привела статистику по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в федеральной программе: «Ежегодно в рамках программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства поддержку получают свыше 200 тыс. человек, в сфере малого и среднего предпринимательства создается более 100 тыс. новых рабочих мест. В рамках программы также предусмотрены дополнительные возможности для развития бизнеса, непосредственно организованного женщинами. Речь идет о поддержке социального предпринимательства. Субъекты социального предпринимательства, которые учреждены женщинами, имеющими детей в возрасте до 7 лет, либо обеспечивают занятость таких женщин, могут получить субсидию на реализацию проекта в социальной сфере (в размере до 1 млн. рублей)».
Конечно, для открытия бизнеса, женщинам потребуются знания и основ ведения бизнеса, и существующих программ поддержки предпринимательства в регионе. Именно поэтому целый ряд организаций, в числе которых Департамент науки и промышленности Москвы, Центр предпринимательства, компания EY и многие другие берут на себя инициативы по созданию площадок для общения среди начинающих предпринимателей, где можно поделиться опытом, услышать истории успеха и набраться новых бизнес-идей. По словам Ирины Жуковой, Директора по коммуникациям и связям с общественностью аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России, компания содействует развитию потенциала женщин старшего возраста, организовывая занятия в области информационных технологий в рамках благотворительной программы «Статус: Онлайн». И уже есть примеры того, как благодаря окончанию курсов компьютерной грамотности участницам удаётся найти новое место работы и даже начать собственное дело.
Российские женщины учатся очень быстро. Поэтому очень скоро, у них есть все шансы занять лидирующие позиции среди все более увеличивающегося числа предпринимателей в России. Но им в первую очередь нужны не специальные, какие-то особые и отличные от мужчин программы поддержки и финансирования их предпринимательской деятельности. Гораздо важнее дать им возможность поверить в себя, показать положительные примеры других успешных женщин и предоставить возможность пообщаться с опытными предпринимателями, что в конечном итоге и приведёт к вдохновению и смелости начать осуществлять свою мечту.