Коллегия судей Высшего арбитражного суда РФ вынесла окончательное решение в пользу шведских инвесторов в конфликте с российской компанией ООО «Рукон», сообщает «Российская газета».Коллегия судей Высшего арбитражного суда РФ вынесла окончательное решение в пользу шведских инвесторов в конфликте с российской компанией ООО «Рукон», сообщает «Российская газета». Причем эта победа ИКЕА, уверены эксперты, не просто торжество закона, но и важнейший прецедент для защиты иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Ситуацию прокомментировал один из адвокатов шведского концерна Семен Шевченко:
— Для начала давайте сразу уточним, что в ходе судебных заседаний речь шла ни много ни мало о сумме почти в миллиард (!) долларов США, которые господин Пономарев пытался отсудить у всемирно известного концерна ИКЕА. Судебному разбирательству, завершившемуся в Высшем арбитражном суде, предшествовали поистине драматические события.
Сегодня шведский концерн является одним из наиболее крупных налогоплательщиков в РФ из числа компаний несырьевого сектора. В 2006 году он только начинал активно развивать свой бизнес в России. Тогда «ИКЕА МОС», строившая во Всеволожском районе Ленинградской области два очередных торговых комплекса, стала «мишенью», как считают эксперты ИКЕА, не очень сложной, но и весьма нестандартной энергетической комбинации, разыгранной Пономаревым.
Возможно, воспользовавшись проволочками с подключением икеевских мегамоллов к сетям «Ленэнерго», он заключил со шведским концерном договор на поставку дизель-генераторов. Как потом выяснилось, в документе и допсоглашениях к нему содержалось множество хитроумных «подводных камней». Кроме того, по нашей информации, Пономарев сумел найти «общий язык» с некоторыми техническими сотрудниками российского подразделения ИКЕА. Такое, увы, случается.
В итоге в соглашение были включены пункты, предусматривающие оплату за аренду, как говорится, не по счетчику, то есть в зависимости от количества реально потребленной энергии, а в расчете на единицу мощности дизель-электростанций. Как выяснилось, эта мощность генераторов в разы превышала потребности ИКЕА.
Так вот, в 2008 году ИКЕА, наконец подключившись к другим энергомощностям, не продлила договоры аренды с фирмой Пономарева и, естественно, потребовали вывезти генераторы. А вот этого как раз и не происходило, причем, как мы уверены, предлоги для этого находились самые надуманные.
Конфликт обрастал судебными разбирательствами, спорами, встречами, переговорами и т.п. Его решение было найдено лишь в 2010 году. Шведский концерн был вынужден выплатить Пономареву аж 25 миллиардов рублей. В соответствии с соглашением об урегулировании спора, достигнутом благодаря участию заместителя министра экономического развития РФ Сергея Белякова, стороны полностью отказывались от дальнейших претензий друг к другу.
В этой ситуации, как мы полагаем, господин Пономарев практически сразу нарушил взятые на себя обязательства. Как выяснилось впоследствии, у владельца дизель-генераторов была припасена очередная заготовка. Фирма Пономарева переуступила права требования некоему ООО «Рукон», за которым, как оказалось впоследствии, стоит все тот же хозяин — Константин Пономарев. Вскоре «Рукон» предъявляет ИКЕА иск еще на 33 миллиарда рублей. Якобы за то, что компания пользовалась генераторами еще два года, когда Пономарев сам же отказывался их вывозить, утверждая, в частности, что они якобы неисправны.
По нашему мнению, нужно иметь в виду, что все эти многомиллиардные претензии базируются на взаимоисключающих утверждениях. Как можно было пользоваться генераторами, если они были испорчены. А если не были испорчены, почему он их не вывез? Тем не менее абсурдные требования истца вновь стали предметом рассмотрения во многих судебных инстанциях.
Может быть, это звучит несколько пафосно, но на этот раз руководство ИКЕА решило остановить «инвестиционного агрессора». Представители компании несколько раз обращались в правоохранительные органы с требованием возбудить уголовное дело по факту мошенничества. Однако непостижимым образом, несмотря на добытые доказательства масштабных нарушений (чего стоило только формирование документов по уступке параллельно ведению переговоров с ИКЕА и др.), ответов на давно назревшие вопросы следствия пока так никто и не услышал.
По мнению юристов шведской компании, господин Пономарев, оказавшись в так называемой ситуации безнаказанности, фактически начал новую атаку на инвестора. Раз за разом, невзирая на отказы, он требовал удовлетворения своего иска в 33 миллиарда рублей о долге за работу «неисправно-неработающего» оборудования в трех судебных инстанциях, и вот, наконец, Высший арбитражный суд поставил в этом деле окончательную точку. Так что станет или не станет господин Пономарев долларовым миллиардером за счет своей хитроумной комбинации с электродизельгенераторами, подпадают или нет его собственные действия под статьи Уголовного кодекса — это уже вопросы не к нам.
Кстати, я, наверное, выражу точку зрения многих, если скажу, что вне зависимости от перспектив его уголовного преследования, у иностранных инвесторов, работающих на территории Российской Федерации, появился повод почувствовать себя более уверенно: ВАС РФ доказал, что «кошмарить» их никому не будет позволено. И никому не удастся искусственно ухудшить в России инвестиционный климат, втягивая крупных инвесторов в «бизнес по понятиям». История о провальном иске на миллиард долларов — явное тому свидетельство.
Что же касается ответственности Константина Пономарева за всю его комбинацию, то, по заверениям представителей ИКЕА, они намерены вывести на чистую воду как самого предпринимателя, так и его партнеров. Это важно не только для самой ИКЕА, но и для того, чтобы новые инвесторы чувствовали себя в России комфортно.