Проблема рейдерства актуальна сегодня для всей России, но до недавнего времени самым «привлекательным» рынком для захватчиков считалась Москва. В последние годы участились случаи недружественных поглощений в регионах, которые эксперты раньше оценивали как «неперспективные» для рейдеров.Проблема рейдерства актуальна сегодня для всей России, но до недавнего времени самым «привлекательным» рынком для захватчиков считалась Москва. В последние годы участились случаи недружественных поглощений в регионах, которые эксперты раньше оценивали как «неперспективные» для рейдеров.
Общественный Антикоррупционный Комитет отмечает тревожную тенденцию – в 2013 году увеличилось число обращений с информацией о рейдерских захватах из Приволжского федерального округа. Лидерами среди жалоб на действия рейдеров стали Удмуртия и Татарстан. А ведь совсем недавно Удмуртская Республика с ее крупными заводами («Ижмаш», «Ижсталь) считалась «тихой заводью», где крупные предприятия находятся под защитой властей, а малый и средний бизнес не настолько прибыльны, чтобы на него «соблазнились» организованные рейдеры.
Нашествие рейдеров
Однако несколько лет назад в Удмуртии случаи всевозможных захватов и слияний стали происходить все чаще. О росте количества рейдерских захватов заговорили на самом высоком уровне: так, Служба по финансовым рынкам отметила рост числа фактов рейдерства в Удмуртской Республике. Еще в 2007 году при поддержке Правительства в республике была создана рабочая группа по противодействию необоснованному экономическому захвату организаций — борьбе с рейдерством. Кроме того, главам местных администраций, в том числе администрации Ижевска, было рекомендовано создать аналогичные структуры по предупреждению незаконных захватов предприятий. После нескольких «громких» попыток перехватить управление ряда предприятий республики, например, ювелирного салона «Золотая Орхидея», всем соответствующим министерствам и ведомствам было предложено сформировать реестр предприятий республики, «представляющих интерес для развития экономики Удмуртии». Какое-то время при Госсовете УР даже функционировала временная комиссия по обобщению практики разрешения корпоративных споров на территории республики («антирейдерская комиссия»).
Однако на сегодняшний день стало очевидно, что этих мер оказалось недостаточно, чтобы обезопасить предпринимателей на законодательном уровне от действия захватчиков. Сегодня рейдерские технологии стали все чаще использоваться не в среде промышленных гигантов. От действий захватчиков страдает в основном средний и малый бизнес. Да и сами «поглотители» — это, как правило, не организованные группы из столицы, а местные дельцы, которые, к примеру, хотят отнять долю в бизнесе у бывшего компаньона, провести преднамеренное банкротство или с помощью серых схем «вывести» активы предприятия. Разумеется, захватчики пользуется не только «дырами» в законе, их «помощники» — это коррумпированные чиновники и правоохранители.
Было вашим, стало нашим
Недавно в Общественный антикоррупционный комитет поступила очередная жалоба из Удмуртии. За помощью обратился житель Ижевска Рамиль Тимиров. По его словам, вот уже два года он пытается бороться с «захватчиками» ООО «Удмуртская нерудная компания», в которой он являлся учредителем с долей в 50% от уставного капитала и занимал должность директора. Однако, несмотря на решение суда, признавшего снятие Тимирова с должности директора незаконным, и возбуждение уголовного дела по факту фальсификации документов и внесение заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ, которые, по словам заявителя, были подделаны с целью отстранения его от бизнеса, «воз и ныне там».
Ситуация по-прежнему остается критичной – следствие затягивается, а правоохранители якобы не могут установить лиц, заинтересованных в фальсификации документов. По мнению бывшего директора ООО «УНК», сегодня работа некогда успешного предприятия, производство которого запущенно на личные средства Тимирова, парализована. В это время второй компаньон, видя все возрастающую рентабельность предприятия, начал предпринимать попытки рейдерского захвата. Доступ на территорию компании перекрыт ЧОПом, а личная дорогостоящая техника, купленная Тимировым на его собственные средства, удерживается.
Основные претензии Рамиля Тимирова направлены к правоохранительным органам, которые тянут с расследованием дела, хотя, по словам самого бизнесмена, у него есть все факты и доказательства, подтверждающие незаконность смещения его с должности директора и «присвоение» его собственности бывшими компаньонами. Еще летом 2013 года Тимирову удалось отстоять свои законные права в суде – Арбитражный суд УР восстановил Рамиля Тимирова в должности директора и признал его смещение незаконным, подтвердил это и аппеляционный суд. Однако после законного решения суда, ситуация не изменилась. Когда потерпевший стал подавать документы для восстановления в должности директора и возобновить работу, он неожиданно для себя узнал, что по решению Третейского суда Уральского округа он якобы добровольно вышел из состава учредителей.
По словам Тимирова, поданное от его имени в Третейский суд заявление является сфальсифицированным, кроме того, он утверждает, что не подписывал третейское соглашение, не оплачивал пошлину, не присутствовал при рассмотрении дела судом по причине несоблюдения порядка уведомления сторон. По логике вещей указанные обстоятельства должны быть тщательно проверены правоохранительными органами, однако, по загадочным причинам, следствие затягивается. Вместо того чтобы заняться тщательной проверкой правомочности действий третейского судьи, следствие отдало ему на ответственное хранение основное доказательство по делу – оригинал заявления о выходе Тимирова из состава учредителя, в результате чего, как считает заявитель, на данный момент установить точное местонахождение указанного заявления нельзя. По словам Тимирова, удивительно, почему правоохранители до сих пор не заинтересовались действиями данного третейского судьи, ведь он уже выступал в других делах и как представитель, и как судья, что само по себе подозрительно.
Кроме этого, как утверждает заявитель, в нарушение закона нотариус, по фальсифицированным документам, предоставленным компаньоном, заверил сделку по отчуждению имущества Тимирова, а налоговый орган, не дав юридическую оценку, внес изменения в ЕГРЮЛ, без присутствия самого Тимирова.
Бизнесмен из Ижевска уже написал обращение на имя Президента Российской Федерации и главы Следственного комитета. То, что творится сейчас в Ижевске, иначе как «беспределом» не назовешь, — считает предприниматель.- И только вмешательство из федерального центра поможет вернуть расследование в «законную колею».
Подробнее: http://www.stopcorruption.ru/item_2036.htm