Образование — это будущее страны. «Патриоты России» Семигина обеспокоены

13 сентября 2012

За последние двадцать и даже более лет мы привыкли к тому, что идет реформа. Изменяется все и постоянно есть космически важные причины изменяться. Иногда хочется задать вопрос: а сразу предусмотреть причину, из-за которой сегодняшняя реформа лучше вчерашней нельзя было? Но, видимо, как то не получилось. Недоглядели, что ли. И тут есть одна проблема. Обычно, если реформа хорошая, то сразу после нее кто то выигрывает, кто то, конечно, проигрывает, но в долгосрочной перспективе все налаживается так, что большинство довольны.За последние двадцать и даже более лет мы привыкли к тому, что идет реформа. Изменяется все и постоянно есть космически важные причины изменяться. Иногда хочется задать вопрос: а сразу предусмотреть причину, из-за которой сегодняшняя реформа лучше вчерашней нельзя было? Но, видимо, как то не получилось. Недоглядели, что ли. И тут есть одна проблема. Обычно, если реформа хорошая, то сразу после нее кто то выигрывает, кто то, конечно, проигрывает, но в долгосрочной перспективе все налаживается так, что большинство довольны. Это если реформа прошла и успела себя показать, это если она хорошая. А если одно идет за другим, тут же сменяется третьим да еще все это плохо согласуется друг с другом, то как и после хорошей реформы, кто то выигрывает, кто то наоборот, но большой пользы никто получить не успевает — в новом круге изменений небольшая группа что то получит и хочется верить, что также небольшая группа самых незащищенных от проводимых изменений что то потеряет. Именно из-за таких качелей и существуют консерваторы.

Но сегодня речь пойдет не о них, а о политической силе, которая занимает и не консервативную, и не либеральную, и не социалистическую позиции, а находится как бы над ними — заявляя о своем патриотизме — речь идет о политической партии «Патриоты России». Несмотря на то, что сила данная не появляется чаще других на экранах телевизоров или передовицах газет, подход к критике политической ситуации в России у «патриотов» свой и крайне интересный. Избегая идеологических перегибов они всеми способами привлекают различные сегменты гражданского общества к активному участию в политике. И именно по этой причине проблемы образования партии особенно близки. Ведь образование — это не столько инфраструктура и рабочие места, это в первую очередь будущее страны. И в зависимости от того, что мы в садах, школах и университетах посеем, то мы в политике, экономике и культуре пожнем. Все это накладывает на нас очень большую ответственность при реформировании образования. Дела в этой сфере сейчас обстоят не лучшим образом: и с точки зрения состояния образования, и с точки зрения — реформирования этой отрасли.

С одной стороны, мы имеем школу и университет, которые уже не могут и давно не работают по советским стандартам. С другой, несмотря на наличие каких то идей, целостного понимания того, каким должно быть образование, нет. Сущностные обсуждения выливаются в ругань по поводу многочисленных мелких изменений, которым сейчас подвержены все институты образования. По сути, введение ЕГЭ или бакалавриата с магистратурой ничего не изменяют. И все это понимают. Однако создается впечатление, что чиновники от образования вкладывают в это какой то магически смысл, надеясь на то, что от нового технического элемента, у системы появится новый духовный смысл. Такая магическая вера с успешные технологии с Запада, который нам по указ (когда ЕГЭ вводим), то не указ, когда нужно сделать что то такое, что Западу не по душе, очень раздражает представителей образовательного сообщества и широкую общественность. Вместо изменений предлагают какую то мелочевку, к которой нужно приспосабливаться, но не понятно зачем. В итоге чиновники говорят, что критиканы из гражданского общества не хотят вдуматься в суть изменений, а гражданское общество говорит, что сути просто не видит. Кто тут виноват: вопрос риторический. Это просто не важно. Главное здесь то, чтобы пока спорящие увлечены дискуссией система образования, которая когда была эталонной для мира, правда, после этого морально устарела, совсем не распалась.

Об этом и говорят «Патриоты России», которые предлагают рассматривать образование в широкой перспективе. Учиться и учить — означает не просто ходить в школу или на работу, но и закладывать основы социальной жизни. Отсутствие всем понятного и разделяемого смысла обучения в школе и университете грозит стране тем, что каждый будет понимать его по-своему. Кто то более обеспеченный тогда сможет обеспечить лучшее образование своим отпрыскам, а кто то будет в старших классах учить только ОБЖ, физкультуру и обществоведение. Понятно, что кому то после этого удастся стать только охранником (на заводе нужны реальные технические знания, а как их получить, если физика, химия, математика могут стать платными предметами); а кто то будет очень умен и очень богат, потому что получил хорошее образование, во время его получения получил хорошие связи и так далее. И что тут делать? Партия «Патриоты России» не предлагает окончательного решения. Она настоятельно говорит о том, что нужно обсуждать, быть последовательными и мудрыми. Чиновничья лихорадка по внедрению всех возможных новшеств должна быть устранена. Есть ситуации, где нужно семь раз отмерить и один отрезать, а есть образование и тут лучше сто раз отмерить, еще подумать и потом только резать. Потому что режут здесь по живому. И даже не по настоящему, а по будущему. Чиновникам, даже если их идей очень хорошо, нужно научиться говорить понятно, доходчиво — чтобы общественность могла уразуметь их посыл и активно присоединиться к его исполнению.

Партия «Патриоты России» взяла на себя важную роль — они напоминают, что патриоты, люди которые хотят своим согражданам и своей стране блага, должны слушать друг друга, если хотят иметь будущее полное согласия и процветания, а не раздора и страданий.