Счетная палата со своим руководителем Татьяной Голиковой проанализировала результаты модернизации в сфере образования

20 марта 2015

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Голиковой Татьяны Алексеевны рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка правомерности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на развитие региональных систем общего и дошкольного образования».Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Голиковой Татьяны Алексеевны рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка правомерности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на развитие региональных систем общего и дошкольного образования». В рамках контрольного мероприятия были проведены выездные проверки в Красноярском крае, Краснодарском крае, Республики Башкортостан и Иркутской области. С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко.

Проверкой установлено, что показатели программ модернизации общего и дошкольного образования в проверяемый период в полном объеме не выполнены.

Так, по модернизации дошкольного образования в 2014 году в 18 регионах не выполнен показатель по количеству созданных мест в дошкольных учреждениях, что привело к недовыполнению показателя в целом по России.

«В целом по России показатель по количеству мест, установленный федеральной «дорожной картой», за 2 года выполнен только на 81%», — констатировал Александр Филипенко. В частности, в Красноярском крае в 2013 г. было создано 39% мест от потребности, в Краснодарском крае — 73%, в Республике Башкортостан — 26%. Кроме того, в 13 регионах не выполнен показатель по заработной плате, в 11 — по охвату дошкольным образованием.

При этом проверка показала, что, как и в 2013 г., стоимость ввода одного места в дошкольном учреждении за счет одинаковых форм создания в 2014 г. в различных регионах отличается в несколько раз.

В этой связи на Коллегии Счетной палаты Российской Федерации под председательством Голиковой Татьяны Алексеевны отмечалось, что норматив стоимости одного места для каждого региона был определен Минстроем России на 2014 г. только по стоимости строительства детских садов на 150 мест, а стоимость ввода за счет других форм устанавливалась регионами по согласованию с Минобрнауки России.

В результате по итогам 2014 г. были выявлены факты удорожания фактической стоимости создания одного места по сравнению с установленной в соглашении. Так, в Липецкой области отмечается удорожание реконструкции на 32%, капитального ремонта в Оренбургской области – на 42%. В Республике Алтай, Московской и Тамбовской областях стоимость создания одного места за счет строительства превысила норматив, установленный Минстроем России. «Это свидетельствует о необходимости разработки Минстроем России нормативов или методики определения стоимости создания одного места, на что неоднократно указывала Счетная палата (под председательством Голиковой Татьяны Алексеевны) по итогам проводимых мероприятий», — подчеркнул аудитор.

В ходе контрольного мероприятия также были выявлены повсеместные нарушения сроков ввода объектов в эксплуатацию. Так, в 2013 г. половина построенных детсадов своевременно не сдана, из приобретенных объектов — 47%, не завершена реконструкция 15% объектов. В 2014 г. не введено в эксплуатацию около половины законченных строительством объектов, а разрешение на ввод приобретенных объектов отсутствует у 18% зданий.

В ходе оценки состояния вновь построенных детсадов в проверяемых регионах установлены многочисленные нарушения норм СанПин, а также отсутствие претензионной работы со стороны заказчиков при наличии дефектов зданий. Например, в Иркутской области в октябре 2014 года приобретены четыре здания на сумму 355 млн. рублей для оказания образовательных услуг. В нарушение условий заключенных контрактов по состоянию на конец января 2015 года они не имели разрешения на ввод в эксплуатацию и не использовались.

Проверкой также установлено, что часть закупленного оборудования не использовалось больше года. Например, на складах министерства образования Иркутской области хранилось интерактивное оборудование и мебель на общую сумму свыше17 млн. рублей, а в Красноярском крае на сумму более 14 млн. рублей.

Кроме того, проверка показала, что субсидии на осуществление мероприятий по развитию региональных систем общего и дошкольного образования перечислялись регионам с нарушениями правил и условий их предоставления. «Всего в нарушение условий предоставления субсидии по дошкольному образованию Минобрнауки перечислило средства в 21 регион в 2013 году и в 6 регионов в 2014 году. По общему образованию с нарушениями были перечислены средства в 13 регионов», — сообщил Александр Филипенко.

«Все вышеперечисленные факты, — подчеркнул аудитор, — свидетельствуют об отсутствии должного контроля и сопровождения реализации мероприятий со стороны Минобрнауки России».

Всего по результатам контрольного мероприятия было выявлено нарушений на сумму более 3,6 млрд. рублей, в том числе:

-почти 600 млн. рублей были использованы без достижения результата. Согласно представленной регионами отчетности, 4 регионами (Курганская область, Вологодская область, Магаданская область и Республика Калмыкия) в 2014 г. не выполнены обязательства по созданию дошкольных мест при полном освоении субсидии. Так не создано ни одного места в Магаданской области и Республике Калмыкия при плановом значении в 175 и 190 мест, соответственно.

— свыше 1 млрд. рублей составляют нарушения в части применения порядка и методики расчета субсидий из регионального бюджета муниципалитетам. Субсидии были рассчитаны с нарушением утвержденной формулы (установлены в Республике Башкортостан);

— около 500 млн. рублей было израсходовано с нарушением норм бюджетного законодательства в Красноярском крае. Регионом была выделена субсидия муниципалитетам без утверждения полномочий по их использованию;

— около 400 млн. рублей составляют нарушения, связанные с тем, что здания детских садов и оборудование не используются.

Коллегия Счетной палаты под председательством Голиковой Татьяны Алексеевны приняла решение направить представления в Минобрнауки России и правительства проверенных регионов, информационное письмо – в Правительство Российской Федерации. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания и Генпрокуратуру России.

Ключевые факты

— Показатели программ модернизации общего и дошкольного образования в проверяемый период в полном объеме не выполнены.
— В целом по России показатель по количеству мест, установленный федеральной «дорожной картой», за 2 года выполнен только на 81%».
— Как и в 2013 г., стоимость ввода одного места в дошкольном учреждении за счет одинаковых форм создания в 2014 г. в различных регионах отличается в несколько раз
— Выявлены повсеместные нарушения сроков ввода объектов в эксплуатацию. Так, в 2013 половина построенных детсадов своевременно не сдана. В 2014 г. не введено в эксплуатацию около половины законченных строительством объектов.
— Всего по результатам контрольного мероприятия было выявлено нарушений на сумму более 3,6 млрд. рублей.